Не совсем по теме, но пересекается.
Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает Эта статья пришла к нам из славного города Питера. Написана она не рекрутером и не работодателем, а человеком, который тоже ищет работу. Немного наивно, немного агрессивно, но в общем и целом по делу. Действительно существует на нашем рынке такая категория «психологинь». Однако хотел бы предостеречь читателя: опытному рекрутеру, еще раз подчеркиваю, опытному рекрутеру результаты теста Люшера (особенно полного – намного больше, чем 8 потертых карточек) действительно могут дать значительную пищу для размышлений. Алексей Ребров Что самое важное в жизни? Правильно – любовь. А сколько времени Вы проводите с любимым человеком? А сколько на работе? Вот и получается, что самое важное в жизни – работа. И как при первой встрече с любимым человеком хочется верить в его идеальность и абсолютную надежность, так и при выборе «любимой работы» нужно не только выставлять себя на торг, но и самому хорошенько присмотреться к будущему партнеру по жизни. Немаловажным показателем того, что Вас ожидает в случае «совпадения» выборов двух сторон (работодателя и соискателя), является первая встреча – собеседование, которое, в свою очередь, часто сопровождено прохождением тестов. Приходя в фирму, Вы можете получить информации о ней не меньше, чем она о Вас. Вас оценивают по внешнему виду, а Вы присматривайтесь к качеству напольного покрытия и оргтехники, Вас просят заполнить анкету, а Вы отмечайте про себя хорошо ли одеты сотрудники этой фирмы, Вас мучают тестами, а Вы оцените насколько симпатичен Вам менеджер по персоналу (ведь его выбрал директор, значит, он желает видеть подобными ему и других сотрудников). Да-да, собеседование может дать массу информации не только работодателю, но и соискателю. Однако, тема нашего сегодняшнего разговора – это тестирование при подборе персонала. В нашем городе наиболее распространены два теста – это цветовой тест Макса Люшера (нужно выбрать любимый цвет из восьми предложенных) и психогеометрический тест Сьюзен Деллингер (Вам показывают пять простейших, часто плохо нарисованных, геометрических фигур, а Вы должны сказать о какой-то фигурке: «Да, это я»). Оба теста происходят из США и лет им немало. Скажем прямо – они безбожно стары. Даже дряхлы. Стоит взглянуть на те картонные квадратики с примитивными и самыми неприятными оттенками, которые так часто менеджеры по персоналу выкладывают перед наивными соискателями – эти потертые и грязноватые кусочки советской невысокого качества полиграфии не вызывают у меня никакого доверия. И уж конечно я не верю, что именно они скажут этому вчерашнему студенту психфака, так сказать, шепнут одному ему на ушко, брать ли меня на работу. А пять геометрических фигур – пять однозначных и безоговорочных приговоров моей личности? Я не хочу, как меня просят в этом тесте, говорить: «Я круг!» или «Я зигзаг!» И мне трудно представить, что в стенах нашего высокоуважаемого Университета учат, что этот тест «определяет личность человека на 80%». Или еще смешнее: директор говорит своему менеджеру по персоналу: мы уже набрали достаточно треугольников, нам срочно нужны квадраты, берите больше квадратов в этом месяце! Давайте, все-таки, честно разберемся, действенны ли такие «приемы» при выборе хорошего сотрудника. Я предлагаю два пути: первый – спросить мнение профессионалов (психологов же, куда от них деваться), второй – и самим поразмыслить, ведь здраво рассуждающий человек – это уже очень трудная мишень для психологических трюков. Итак, говорят профессионалы: «Цветовой тест Люшера очень часто и совершенно необоснованно применяют в отборе. Часто – потому что он простой и дает много пищи для размышления. Необоснованно – потому что он диагностирует не свойства личности, а ее состояния. Опыты показывают, что через 1-2 месяца люди раскладывают тест совершенно иначе. Отбирать же следует только по устойчивым во времени характеристикам (например, интеллекту)». И действительно, если мой сын вчера вымазал сиденье моей машины своими красками, то уж я сегодня не выберу в любимые цвета тот, который так и не отмылся. Не взирая ни на какие «личностные типы», не может человек выбирать цвета по заказу, как в книжках. Примеры придумывайте сами: я брюнетка, мне безумно идет черный цвет, вчера я купила умопомрачительное черное платье – и скажу, что ненавижу черный? Вот я и попалась, потому что кто любит черный, тот пессимист и неудачник. А как с психогеометрией обстоят дела? Да совершенно так же. Но немножко и похуже. Потому что этим пяти фигуркам присваивается потенциальное имя моей личности. Я знаю примеры, когда люди отказывались проходить этот тест, обосновывая свой отказ тем, что фразы «я – кривая» или «я – прямоугольник» оскорбляют их человеческое достоинство. И это радует – все-таки в культурной столице живем… Однако вот так зараз взять и убедить менеджеров по персоналу быть более культурными и профессионально продвинутыми не представляется реально достижимым, поэтому, и еще дабы удовлетворить чье-нибудь любопытство, мы возьмем и опубликуем страшную тайну: что означают цветные картонки теста Люшера и загогульки теста Деллингер. Итак… Цвета: серый – стремление к стабильности, голубой – впечатлительность, зеленый – прямолинейность, красный – эмоциональность, желтый – независимость, фиолетовый – гармония, коричневый – потребность в отдыхе, черный – неудачник. Однако не спешите радоваться такой детской простоте, есть и нюансы… Скажем, человек, поместивший фиолетовый цвет где-то в конце, для какого-то психолога все-равно что написавший в анкете: я не прочь завести любовную интрижку на рабочем месте. А так ли это на самом деле? Или, скажем, многие не любят коричневый цвет, но тогда Вас вряд ли возьмут на должность бухгалтера – ведь нелюбовь к коричневому означает решительное неприятие рутины в работе. Да и, как кажется, «плохой» черный цвет (а я знаю двух людей, очень успешных в бизнесе, у которых любимый цвет именно черный – вопреки всему), выбранный последним (если Вы очень не хотите казаться неудачником) может помешать получить должность секретаря или администратора, потому что такой выбор однозначно трактуется как ожидание от жизни как можно большего (станут ли брать на работу девушку секретарем, когда она хочет через полгода выбиться в менеджеры?). «Нормой» у поклонников деления людей по цветному признаку считается следующий расклад: красный, желтый, зеленый, фиолетовый, синий, коричневый, серый, черный. Немного поварьируйте его и удачи Вам на собеседованиях! Теперь о «психофигурках». Эти закорюки прямо-таки заковыки какие-то – растолковывай как хочешь. Но вот наиболее типичное понимание их смысла:
«Квадрат: организованность, пунктуальность, аналитичность мышления, чистоплотность, рациональность, осторожность, практичность, экономность, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция. Квадраты могут стать хорошими техниками, отличными администраторами, но редко бывают хорошими менеджерами». Не правда ли, довольно «квадратная» характеристика? Как техническая характеристика кирпича… «Треугольник: стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прагматизм, решительность, импульсивность, склонность к риску, высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость, остроумие, широкий круг общения. Это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем. Он стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря - сделать карьеру. Из Треугольников получаются отличные менеджеры. На пути к вершинам власти они не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм». А если предложить психологу не рисовать треугольник вершинкой вверх – будет ли он тогда «означать» стремление подняться по карьерной лестнице? Не слишком ли примитивно? И нельзя ли представить себе человека, состоявшегося в плане личности, который идет на руководящую должность, но наибольшие склонности заявляет в творческой сфере? Не показатель ли это, наоборот, высокого культурного и интеллектуального уровня этого человека, а вовсе не неспособности к лидерству? А вот выбрать прямоугольник – не дай Бог! Даже если Вы хотите занять должность редактора журнала, и прямоугольная форма печатных изданий издавна приятна Вашему глазу – ни-ни! Потому что: «прямоугольник означает изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Это временная форма личности. Основным психическим состоянием прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства. Другие люди часто уклоняются от контактов с "человеком без стержня". Прямоугольниками легко манипулировать». Ну и кто Вас такого возьмет на работу? Даже дворники такие не нужны, ведь плюс ко всему Вы еще часто болеете и вот-вот попадете под машину! Если же Вы любите кружочки, то эта фигура описывается необычайно женственно (может, здесь есть ассоциация с женским телом?): «высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых». Что подумают о мужчине, уверенно выбирающем круг? Никто, конечно же, не станет усложнять свою работу и допытываться, откуда взялась любовь к той или иной фигуре. А что если мужчина страстный любитель полетов на воздушном шаре? Но вердикт уже вынесен: «плохой менеджер и руководитель в сфере бизнеса, слабый организатор». Также, при всей его привлекательности, опасайтесь зигзага: он хоть и показатель высокой креативности, но зато денег ему доверять нельзя. И совсем жесткое заявление: «Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях».
|