Текущее время: 13 дек 2018, 08:42

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Интересные факты из истории
Новое сообщениеДобавлено: 16 янв 2011, 22:34 
Не в сети
Сердечный друг

Зарегистрирован: 01 сен 2010, 00:40
Сообщений: 1620
Cпасибо сказано: 318
Спасибо получено:
637 раз в 492 сообщениях
Очков репутации: 52

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Когда и как у русских людей появились отчества?

Называть по имени-отчеству принято не во всех странах. Например, англичане, французы, немцы и многие другие народы спокойно обходятся без отчеств. А есть народы, у которых к имени сына прибавляется не только имя отца, но и имя деда и прадеда.
В России отчества приняты с давних пор и записываются в документы сразу же при регистрации новорожденных. Считается, что обращение по имени-отчеству показывает уважительное отношение к человеку. Желая узнать отчество, человека могут спросить, как это было принято в старину: «Как Вас звать-величать?» Слово «величать» относится именно к отчеству и означает в русском языке «возносить, превозносить, чествовать».
Отчества в России возникли еще в глубокой древности. Уже в 945 году в списках русских послов историки обнаружили не только имена, но и отчества. Правда, писались они тогда по-другому: например, Глеб сын Владимира, Василий сын Петра и т.д.
Древнерусских князей величали не только по отцу, но упоминали также деда и прадеда, и даже прапрадеда. Древностью рода гордились; чем древнее был род, тем значительнее человек выглядел в глазах окружающих, да и сам себя уважал больше. Например, киевского князя Владимира называли: князь Владимир сын Святослава, внук Всеволода, правнук Олега, праправнук Святослава, прапраправнук Ярослава, пращур великого Владимира. Хотя в устной речи отчества древних людей звучали похоже на современное произношение, например, Владимир Святосла¬вич.
В неофициальных разговорах между хорошо знакомыми людьми издавна было принято и до наших дней сохранилось уважительное обращение к человеку только по отчеству, без имени: Петрович, Андре-ич, Глебыч и т.д.
В основном отчества у людей образуются от имени отца. Это связано с традицией, бытовавшей в далекой старине, когда отец был единственным кормильцем и главой семьи. Однако бывали случаи образования отчества и от имени матери: Павел Настасьич, Иван Ефросиньевич. Нередко такие отчества по матери переходили в фамилии.
В настоящее время все отчества образуются только от имени отца. Но как раньше, так и теперь человека начинают называть по отчеству только тогда, когда он повзрослеет. Маленьких детей и подростков называют только по имени.

Когда на Руси появились свои книги?

В древности книги переписывали и занимались этим переписчики. Их инструмент - гусиное перо, конец которого особым образом срезался и затачивался специальным ножиком - перочинным. Первую букву каждого абзаца рисовали кисточкой, обмакивая ее в красную краску (вспомним выражение «писать с красной строки»).
Не один год уходил на переписку книги. Потом листы сшивали и одевали в деревянные переплеты, обтянутые кожей и украшенные драгоценными камнями. Можно представить, как мало было книг, как дорого они стоили. С тех времен сохранились в русском языке выражения: «прочесть книгу от доски до доски», «написано пером — не вырубишь топором»...
В XV веке немец Иоганн Гутенберг придумал металлические литеры (буквы). Из них мастер набирал строки, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск на бумаге. Книгопечатание быстро охватило всю Европу. За первые после изобретения Гутенберга 50 лет типографии (мастерские, в которых печатали книги) открылись в 260 европейских городах. Все вместе они выпустили примерно 10 миллионов книг, среди которых было много учебников.
Кто напечатал первую книгу в Москве, мы, к сожалению, не знаем. Первая же типография в столице появилась в 1553 году, но на семи изданных ею книгах нет ни имени печатника, ни места печатания.
Зато нам известно, что, когда царь Иван Грозный решил завести в Москве "Печатную избу" он поручил это дело Ивану Федорову.
1 марта 1564 года новая типография выпустила религиозную книгу «Апостол». На ее создание ушел целый год. А вот вторая книга была отпечатана всего за два месяца.
В 1574 году Иван Федоров написал и отпечатал во Львове первый русский букварь, по которому училось не одно поколение детей.
Умер Иван Федоров там же, во Львове, в 1583 году.


Когда появились фамилии?

Трудно представить, но это так — когда-то люди обходились без фамилий. Нет, личные имена у них были (скажем, у русских в популярных числились нецерковные мужские имена Волк, Ворон, Баран,
Заяц), а вот фамилии — наследуемые семейные наименования — увы. И продолжалось это довольно-таки долго даже с исторической точки зрения. Рухнули египетская, греческая, римская цивилизации, а человек как был Ивашкой, Жаном или Джоном, так им и оставался.
Некоторые исследователи считают, что первые фамилии возникли у грузин (VI век) и армян (IV век). Правда, эти сведения требуют дополнительных изысканий, точно подтверждающих, что происходило наследование имен. И главное, что это были наименования семей, а не огромных родов. Более уверенно можно утверждать, что в Европе зарождение фамилий началось в Италии, в ее развитой северной части. Это произошло в X-XI веках. А оттуда фамилии стали «перебираться» во Францию, затем в Англию и Германию. Статистика примерно такова. В 1312 году во Франкфурте-на-Майне (Германия) бесфамильными числились 66 процентов горожан, а уже в 1351 году - только 34. В Англии все граждане получили фамилии в XV веке, в Шотландии процесс продолжался до XVIII века. В 1526 году датский король повелел всем знатным (дворянским) семьям придумать себе фамилии. Примерно такие же указания получили в XVI веке и шведы. Некогда безликое, бесфамильное (а значит, и беспамятное) население Европы наконец стало задумываться о своих корнях, чтить и уважать уже поименованных предков.
В России обретение фамилий и началось значительно позже, и продолжалось куда как дольше — целых четыре столетия! Считается, что настоящие семейные имена стали появляться у русских в XV-XVI веках. Не путайте их с родовыми наименованиями бояр, которые были известны еще в XIV столетии. И, конечно же, в первую очередь это коснулось привилегированных слоев - дворян и купцов. Огромные же массы крестьян до падения крепостного права были бесфамильными. Фамилии им просто не полагались! Существовали, правда, уличные имена, но никто их не фиксировал, и они часто менялись. В итоге у одной семьи оказывалось сразу несколько «уличных фамилий».
Как же возникли русские фамилии? У большинства населения России — это плод творчества царских чиновников. Огромное, преимущественно крестьянское государство в 1861 году (год отмены крепостного права) встало перед проблемой дать населению фамилии. И пошла писать губерния! В семейное имя превращалось отчество (имя отца) или имя деда. Бывшие крепостные, ходившие под князьями Голицыными, становились Голицыными. Нередко фамилии просто придумывались. Для этого было достаточно иметь в канцелярии хотя бы одного чиновника с фантазией. Кстати, то же самое происходило и в наше время — в 20-40 годы, когда возникла необходимость «офамилить» многочисленные народы Севера. Выдавая чукчам, эвенкам или корякам паспорта, нерадивые советские начальники чаще всего проставляли в них фамилии Иванов, Петров, Сидоров...
Ученые, исследовавшие распространение фамилий на территории России, установили, что самыми частыми являются следующие: Иванов — на северо-западе европейской части страны, Кузнецов - на территориях к югу и востоку от Москвы, Смирнов - в Северном Поволжье, Попов -на Севере. Если же говорить о столице, то в ней картина такая же: в 1964 году здесь проживало 90 тысяч Ивановых, почти 80 тысяч Кузнецовых, почти 60 тысяч Смирновых и 30 тысяч Поповых. Как вы понимаете, в целом по стране людей с такими фамилиями миллионы.
Вообще же количество русских фамилий очень велико. Пожалуй, больше, чем у любого другого народа. Составленный замечательным русским филологом Владимиром Андреевичем Никоновым (1904-1988) словарь русских фамилий насчитывает их более 70 тысяч! Три толстенных тома формата большой энциклопедии!

Откуда пошли гусары?

Кто не слышал о бравых молодцах-гусаpax - красе и гордости русской армии XVIII-XIX веков!
Но вот почему эти легкие кавалеристы назывались именно «гусарами» и когда они появились в России, известно немногим.
Само слово «гусар» венгерского проиcхождения. Так в XV веке в Венгрии называли вооруженных всадников, борющихся с завоевателями-турками. В России, в русском языке, это слово как военный термин известно с XVII века. Читаем в «Книге о ратном строе» (1647 год): «...конных людей, которых они (поляки) гусары называют». Кстати говоря, в Польше гусары появились в XVI веке, но это была так называемая тяжелая кавалерия. Одним словом, первое упоминание о гусарах в русской книге к действительности нашей страны того времени отношения не имело. Но стоило ввести этот термин в оборот, как уже три года спустя в Московском государстве началось формирование «копейных или гусарских эскадронов» при стрелецких полках. Правда, регулярной армией стрельцы и приданные им гусары еще не являлись, но все же...
1723 год - вот начало армейского гусарства в России. Но пока все еще не русского. В этом году вышел царский указ о создании Сербского гусарского полка. Чуть позже возникли Молдавский и Венгерский полки. Примерно тогда же в страну переселилось большое количество грузинских князей, из которых был составлен четвертый кавалерийский полк — Грузинский.
В середине того же века гусары-иноземцы охраняли от врагов Причерноморье. Чтобы закрепить гусар в России, им наделялись земли, им помогали деньгами, даже разрешали торговать в свободное от ратных дел время. Гусары на юге были прекрасным дополнением к казакам.
Ну, а щегольская гусарская форма появилась в 1741 году. За образец был взят венгерский национальный костюм. По уставу гусарам было положено носить длинные усы и ... завивать на висках локоны. Как здесь не выглядеть красавцем!
Наконец, в 60-70-х годах XVIII века в гусары начали принимать и русских, которых через некоторое время стало большинство в легкой кавалерии. В 1783 году все гусарские полки объединили и создали из них несколько полков Украинской и Екатеринославской конницы. Именно эти гусары и известны нам по многочисленным кинофильмам и книгам.

_________________
Изображение
Не хватает терпения и мудрости, но это компенсируется умом и пониманием


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю irin "Спасибо" сказали:
Своясобственная, Кася, Домоседка
 Заголовок сообщения: Re: Интересные факты из истории
Новое сообщениеДобавлено: 19 янв 2011, 01:55 
Не в сети
Сердечный друг

Зарегистрирован: 01 сен 2010, 00:40
Сообщений: 1620
Cпасибо сказано: 318
Спасибо получено:
637 раз в 492 сообщениях
Очков репутации: 52

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
КРЕЩЕНИЕ РУСИ


Значительным событием в ранней истории большинства европейских народов стало их приобщение к миру христианских ценностей. У славян христианство пробивало себе дорогу довольно медленно.
Разрушение привычного жизненного уклада в период постоянных миграций в первом тысячелетии нашей эры создавало предпосылки для усвоения более универсальных верований. Христианство на Руси распространялось как длительная работа по внедрению религии, где добровольно, где насильственно в течение нескольких веков. Можно предположить, что еще в первом веке нашей эры славянские земли посетил апостол Андрей с миссией распространения христианства. Создатель славянской письменности святой Кирилл в одном из славянских племен обратил в христианство около 200 семейств, видимо, в пером веке было не так уж много ярых ревнителей язычества.
Договор, заключенный Игорем с Византией подписали и воины-язычники и "Крещеная Русь", т.е. христиане занимавшее высокое положений в Киевском обществе.
Ольга, управлявшая государством после смерти своего мужа, также приняла крещение, что считается историками тактическим ходом в сложной дипломатической игре с Византией.
Время правления Святослава было периодом относительно мирного сосуществования двух религиозных систем, среди горожан и обитателей княжеских дворов было немало христиан. В целом городское население было готово к восприятию новой веры, но степень приверженности к язычеству сельских жителей определить сложнее.
Постепенно христианство приобретало статус религии. Распространение христианства в придворной и дружинной среде создавало предпосылки для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян. Это суждено было реализовать при князе Владимире. Владимир в момент завоевания Киева был убежденным язычником. Через несколько лет после вокняжения, Владимир отказался от былой приверженности к язычеству, принял крещение и привлек в христианство своих подданных. Религиозная реформа сильно изменившая жизнь всех других людей, была вызвана к жизни политическими причинами, так как став христианином, Владимир через христианство, решил упрочить внешне-политическое положение Руси, потому что в любых отношениях с христианскими государствами языческая Русь оказывалась неравноправным партнером.
Владимир рассматривал христианство, как государственную религию, поэтому отказ от крещения расценивался как нелоялность к власти. Киевляне и жители южных и западных городов отнеслись к крещению спокойно. Северные и восточные города взбунтовались. Новгородцы были против епископа Иоакима, жители Мурома не пустили в город сына Владимира князя Глеба. Многие историки считают, что враждебность христианства на севере и востоке были вызваны приверженностью населения к традиционным обрядам. Другой причиной сопротивления новгородцев и ростовчан была угроза, как им казалось, их политической атономии.
Владимир, бывший князь Новгородский, в глазах новгородцев был отступником, попиравшим долголетние традиции. Земледельцы и охотники пошли по пути двоеверия, двоеверие существовало достаточно длительное время, что объяснялось малым количеством священников.
На первых порах Владимир отказался от применения уголовных наказаний. Он устраивал регулярные трапезы, куда мог прийти всякий голодный, раздавал пропитание неимущим, но период правления Владимира нельзя считать "золотым веком".
Историческое значение Крещения Руси заключается в приобщении славяно-финского мира к ценностям христианства, создание условий для сотрудничества Руси с другими христианскими государствами.
Русcкая церковь стала силой, объединяющей разные земли Руси, культурную и политическую общность.
Связь церкви и государства не раз становились существенным фактором общественного развития иногда благотворным, иногда опасным. С помощью миссионерской деятельности финоугорские и тюрские племена вовлекались в орбиту христианской цивилизации. Как утверждает автор Головатенко - Русь развивалась не как национальное государство и было не столько русским сколько православным. Приобщение к 1000-летней христианской традиции ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывала путь их решения. Имеется ввиду освоение наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытной литературы, искусства, освоение каменного зодчества, иконописи, фресковой росписи, житейской литературы, летописания, школы и переписки книг.
Крещение Руси - это не кратковременное действие, а длительный процесс постепенной христианизации восточных славян. Крещение Руси создало новые формы внутренней жизни и новые формы взаимодействия о окружающим миром.
Гумилев сказал: "Военно-политические следствия выбора веры были очень велики. Сделанный выбор не только дал Владимиру сильного союзника - Византию, но и примирил его с населением собственной столицы. Некоторое сопротивлении крещению оказывали на первых порах, предпочитая язычество, Новгород и Чернигов Но язычники Новгорода были сломлены военной силой, а через некоторое время Чернигов вместе со Смоленском также приняли христианство. Теперь перед киевским князем оставались лишь внешнеполитические проблемы. Принятие христианских норм морали не было психологическим насилием для новообращенных, которые привыкли к элементарному противопоставлению добра и зла.
Добро и мудрость христианства в 988 году сразилось с Перуном и стремлением к наживе - действительным богом рахдонитов. Крещение дало нашим предкам высшую свободу - свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю".

_________________
Изображение
Не хватает терпения и мудрости, но это компенсируется умом и пониманием


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю irin "Спасибо" сказали:
Кася
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Яндекс.Метрика